Написано там было следующее: „Впоследствии более удобным и целесообразным пользоваться в качестве источника тока самой землей“. Как же они выполнили подобную установку?
Для нас было понятно, что недоумение товарища заключалось не в том, как устроить „земляной элемент“ — мы уже
Рис. 26. Пластинка А — цинковая, остальные— медные. Через какой участок земли пройдет ток?
говорили об этом (см. зад. № 52), а в способе соединения его с грядой. Некоторые сейчас же начертили проект подобного соединения (рис. 26): АВ— „земляной элемент“, CD— гряда. Ток из „земляного элемента“ должен был бы пройти через гряду, если бы источник и приемник тока не сообщались через землю друг с другом. Достаточно взглянуть на чертеж для того, чтобы убедиться, что практически ток будет идти лишь между пластинами AD, сделанными одна из меди, а другая — из цинка.
Этот последний вывод указал нам путь к решению задачи, которое дается в виде чертежа 27. Таким образом, для того, чтобы через гряду прошел ток, достаточно зарыть на одном конце гряды, вместо медной пластины — цинковую и соединить ее проволокой с медной. Пользуемся мы здесь, конечно, током не внешней цепи (проволока), а внутренней (гряда).
Рис. 27. Электрический ток будет проходить через землю гряды от цинковой пластинки к медной, так же, как он проходит через жидкость элемента, когда его внешняя цепь замкнута. Для этого земля должна быть влажной.
Вопрос об электрокультуре не раз поднимался на страницах специальной литературы. Подобного рода опыты ставились и у нас в Ленинграде сотрудниками Лесного Института.
Однако, все эти опыты не дали определенных результатов. Корнеплод, взрощенный под действием тока, всегда отличался от растущего в естественных условиях. К сожалению, однако, это отличие иногда бывало положительным, а иногда и отрицательным. Так, например: репа по величине всегда получалась больше нормы, но иногда она была сочной, душистой, обладающей всеми качествами лучших экземпляров этого корнеплода, а иногда такая репа представляла сухую, деревянистую губку, совершенно негодную для еды.
Ближайшим же летом несколько членов нашего кружка сами поставили опыты по электрокультуре. Здесь не место говорить о том, какие результаты получились у них, но хотелось бы особенно подчеркнуть одно: установка для подобных опытов столь проста, что положительно всякий может ее осуществить.
А ведь давно известно, что чем больше голов и рук работает над каким-нибудь вопросом, тем быстрее наступает его разрешение. Кто-то из нас, между прочим, спросил:
— Я все-таки не совсем понимаю действие электрического тока на корнеплоды. Что же — в корнеплоде также происходят электрохимические процессы, или нет?
Поскольку нам удалось выяснить этот вопрос — главная причина, влияющая (при электрокультуре) на развитие корнеплода.
заключается именно в химических процессах, происходящих внутри него. Пока еще не научились регулировать эти процессы. В этом и кроется причина мало отчетливых и очень непостоянных результатов подобных опытов. Никогда нельзя быть уверенным, сколько и чего выделится при электролизе сока корнеплода.
Нас заинтересовал вопрос о том, какой же силы ток требуется для получения того или иного количества выделенного вещества. Все члены кружка помнили закон Фарадея, по которому количество вещества, выделяемого током при электролизе, пропорционально силе тока, времени и электро-химическому эквиваленту. Читатель также вспомнит, вероятно, что электро-химическим эквивалентом данного вещества называют число, показывающее, сколько этого вещества выделяет 1 А в 1 сек., т.-е. 1 кулон электричества.
Указанную зависимость можно записать очень простым выражением:
m=KIt,
где m— количество вещества в граммах, К — электрохимический эквивалент, I—сила тока в амперах, проходящего через электролит, t—время в секундах, в течение которого происходит электролиз. Понятно, что как в каждой формуле, так и в этой можно определить любую величину, если известны все остальные. Это последнее соображение подсказало нам, что мы наконец-то получили возможность измерять силу тока. Действительно, приведенную выше формулу легко представить в таком виде :
I=m/Kt
Следовательно, зная электрохимический эквивалент данного вещества, время, в течение которого оно выделялось, и его-массу, можно легко найти силу тока. Тогда мы сами себе поставили...