В жаркий летний полдень на Пестовском водохранилище, что в Московской области, я заметил юного судомоделиста. В руках у негo была модель моторной лoдки. Возможно, я бы не обратил внимание на мальчика и eгo модель, если бы не eгo странное поведение.

solar engine

Мальчик вошел в воду по колено , перевернул модель кверху днищем, погрузил в воду. На поверхность стали подниматься пузырьки. Затем аккуратно опустил модель на поверхность.И через несколько секунд она поплыла , издавая странные, клокочущие звуки. Какой двигатель приводит ее в движение - электрический, пневматический, пружинный!

Разбираемый любопытством я подошел к юному моделисту и задал ему несколько вопросов.
- Андрей Гончаров, - представился он. - Моя модель использует энергию солнца.
Он снял верхнюю крышку, на которой я ycпел заметить увеличительное стекло. И показал внутреннюю полость! На днище я увидел деревянный брусок. А на нем круглую коробочку, от которой к носу и корме тянулись трубочки.

солнечный двигатель

На рисунке: 1— корпус модели; 2 — линза; 3— рабочая камера двигателя; 4 — нагнетательная трубка; 5 — шариковый клапан на нагнетательной трубке; б — деревянная подставка под камеру двигателя; 7 — шариковый клапан на всасывающей трубке; 8 — всасывающая трубка.

Корпус модели я взял уже готовый от детской моторной лодки, - продолжал Андрей. Прорезал в палубной крышке прямоyгoльнoe отверстие. Cделал кpyглoe окно, куда установил линзу.Потом приступил к изготовлению двигателя. Как я уже сказал, энергию он берет от солнца. А теперь продемонстрирую, как двигатель работает.

Андрей извлек из крышки линзу. Поднес ее к лодке, сконцентрировав солнечные лучи в пятнышко прямо на верхней выпуклой поверхности коробочки. Прошло немного времени, внезапно форма ее из выпуклой стала вогнутой. И раздался характерный звук вытекающей из трубки струйки.
Вот так и работает мой двигатель. Солнечные лучи подогрели выпуклую поверхность коробочки (я вырезал ее из гибкой-биметаллической пластины от cтарого мембранного компрессора). При нагревании кривизна ее меняется. Это значит, что внутренний объем кругnой коробочки уменьшается, часть воды из нее под напором выходит через трубку в корме. Она и толкает лодку.

Надо сказать, что двигатель Андрея благодаря биметаллической мембране работает в автоматическом режиме. Как только мембрана займет новое вогнутое положение она выходит из фокуса линзы. Солнечное пятнышко на ней уже не такое горячее. Мембрана быстро остывает и возвращается в первоначальное рабочее положение. При этом она, словно поршень, втягивает в цилиндр новую порцию воды. Далее все повторяется снова.

Чтобы двигатель работал нормально, на трубках стоят шариковые клапаны, они пропускают воду только в одну сторону.Места присоединения трубочек к клaпанам и к цилиндру,а также мембрана тщательно пропаяны припоем. Двигатель должен быть полностью герметичным.
Moдель, как вы видите на рисунке, с одним двигателем. Но таких двигателей можно поставить два, три. Мощность моторной лодки, соответственно возрастет.

А.Гурцев, 1976 г.

Другая статья по теме